Двухместный автомобиль-мотоколяска Серпуховского мотоциклетного завода, выпускавшийся с 1958 по 1970 годы, стал знаменитым после кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», где за его рулем сидел габаритный Евгений Моргунов, он же - Бывалый. Маленький автомобильчик сразу получил народное название «моргуновка». Именно такой в точности раритет нам удалось обнаружить в Саянске и поговорить с его владельцем Анатолием Новиковым.

— Приобрел я «моргуновку» просто по объявлению примерно года полтора тому назад, — рассказывает Анатолий Алексеевич. — В одной деревне, не помню, к сожалению, ее названия, расположенной на границе Заларинского и Нукутского районов, всего за 25 тысяч рублей. В Саянск машину привезли на прицепе от снегохода. Мотоколяска поместилась на нем так, как будто он специально для нее был предназначен.
Сначала выпускался трехколесный вариант СМЗ, потом такой, который стоит в Саянске, и потом заключительный, третий вариант. Делали эти машины специально для инвалидов, и поэтому их сейчас осталось очень мало, так как уже «использованные» мотоколяски сразу утилизировали. Саянская СМЗ дожила до нашего времени, возможно, благодаря тому, что изготовлена была для обычных водителей, а не инвалидов. На ней не установлено специальное оборудование для управления машиной человеком с ограниченными возможностями. По словам владельца, на машине все запчасти и агрегаты стоят родные, как после выпуска с завода-изготовителя. И если установить аккумулятор, немного ее «подшаманить», то СМЗ сможет ехать своим ходом. Разогнаться мотоколяска сможет примерно километров до пятидесяти в час. Единственное, что на машине не заводское — это самодельная крыша.
— У меня в планах крышку эту убрать и установить тент, как на кабриолетах. Тем более так было в первоначальном варианте, — говорит Анатолий Новиков. — И вообще я хочу ее полностью отреставрировать, вернуть первозданный вид. Тогда можно будет участвовать в городских праздниках, парадах каких-нибудь.
СМЗ — не единственный раритет в коллекции Анатолия Новикова. В гараже стоят «Жигули»-«копейка», примерно 1973 года выпуска. На них тоже все стоит родное, вплоть до лобового стекла и колпаков на колесах. Да и пробег у «копейки» с более чем сорокалетним возрастом всего тридцать тысяч километров. Ее Анатолий Алексеевич приобрел у одного пенсионера в Куйтунском районе.
И это еще не все. Анатолий Новиков сам сделал машину-бигфут, такую, на огромных колесах. Создана она на базе «Тойоты Ленд Крузер Прадо». По мнению мастера, лучше использовать детали от иностранных машин, чем от отечественных, они качественнее. В планах смастерить один похожий агрегат, тоже бигфут, но уже по возможности максимально самодельным.
— Еще я, наверное, один из первых в Приангарье приобрел в Москве трэкол, — делится Анатолий Алексеевич. — Это вездеход, сделанный для езды по тундре на колесах высотой один метр двадцать сантиметров, не портящих ягель. На этом вездеходе ездят и плавают нефтяники. А вообще коллекционирование автомобилей и создание новых машин — просто хобби, каких-то особых заработков не приносящее. Просто я всю свою жизнь увлекался техникой и не расстаюсь с этим увлечением до сих пор.
Денис МАЛЫШЕВ
Фото автора
и Интернет