Об обязанности муниципальных служащих предоставлять сведения о доходах

Статьей 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» закреплена обязанность муниципального служащего представлять предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи.

К числу таких сведений, в соответствие с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» отнесены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – сведения о доходах).

Кроме того, статьей 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» для муниципальных служащих, предоставляющих сведения о доходах, установлена обязанность представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Законодательством Российской Федерации о муниципальной службе, о противодействии коррупции предусмотрена ответственность муниципального служащего за непредоставление сведений о доходах, расходах, а также представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

Так, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае непредоставления предусмотренных законодательством сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Кроме того, невыполнение муниципальным служащим обязанности по представлению сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей является правонарушением, влекущим освобождение муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В 2019 году прокуратурой города Саянска по результатам проверки соблюдения муниципальными служащими и руководителями муниципальных учреждений муниципального образования «город Саянск» обязанностей, запретов и ограничений, установленных законодательством о противодействии коррупции, выявлены нарушения.

Начальником отдела правовой работы администрации городского округа были представлены неполные и недостоверные сведения о доходах и имуществе ее супруга в части неполноты сведений о его доходах, которые были занижены на сумму более 350 тыс. рублей, не отражены сведения о двух транспортных средствах, принадлежащих ему на праве собственности. В ходе прокурорской проверки муниципальная служащая уволилась по собственному желанию.

Директором одного из муниципальных учреждений в справке о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера не указано жилое помещение, находящееся у нее в пользовании в Саянске, предоставленное ей на праве безвозмездного пользования.

Заместителем председателя Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «город Саянск» в справке о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера в нарушение установленных требований ни на один объект недвижимого имущества не указаны реквизиты свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и/или регистрационный номер и дата записи в Едином государственном реестре недвижимости либо иные законные основания. Аналогичные реквизиты ею не указаны в справке на ее супруга. Неверно указаны сведения о марке и годе выпуска автомобиля, принадлежащего заместителю председателя комитета; не представлены сведения о том, что супруг является владельцем автомобиля.

Кроме того, в ходе проверки установлен факт непринятия начальником Управления образования администрации муниципального образования «город Саянск», являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию такового. Начальник Управления образования, осуществляя полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных учреждений, обладая контрольными функциями, осуществляла трудовую деятельность в подведомственном муниципальном учреждении.

Согласно журналу учета уведомлений о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения соответствующее уведомление не регистрировалось.

Вместе с тем, согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, начальник Управления образования получила доход от педагогической деятельности (учитель в школе города) на сумму более 100 тыс. рублей, что свидетельствовало о корыстной заинтересованности в непринятии мер к уведомлению мэра городского округа о конфликте интересов, который влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею должностных обязанностей начальника Управления образования.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города мэру городского округа было внесено представление об устранении нарушений закона. Также направлена соответствующая информация в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации муниципального образования «город Саянск», которая была рассмотрена с участием представителей отдела организационно-аналитического обеспечения управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений аппарата губернатора Иркутской области.

По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования четыре должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, начальник Управления образования уволилась по собственному желанию.

С целью недопущения подобных нарушений разъясняю, что при предоставлении указанных сведений и заполнении справок не допускается небрежное отношение, требуется проявить соответствующий муниципальным служащим уровень ответственности. Так, указать сведения о полученных социальных выплатах (пособий по безработице, беременности и родам, временной нетрудоспособности), пенсиях по выслуге лет, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (в случае если в отчетном периоде служащий (работник) или его супруга (супруг) распорядился средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо частично), при покупке, продаже, снятии и постановке транспортных средств на учет необходимо убедиться в надлежащем оформлении документов. Кроме того, информация о наличии банковских счетов может быть получена лицом, в отношении которого представляется справка, в ФНС России.

Предварительно при заполнении справок следует изучить Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год), размещенным на официальном сайте Министерства труда России (rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/5).

Петр САГАНОВ

Помощник прокурора города Саянска