В традиционной рубрике «Когда Саянск был маленьким» в каждом номере мы знакомим читателей с первостроителями города. Сегодня наш рассказ о Зинаиде Ярыгиной, одной из первых бригадиров команды штукаторов-маляров.

На саянскую стройку Зинаида Павловна приехала из Краснокаменска, после окончания строительства комбината по переработке руды, где она так же была бригадиром. Правда, сначала строить город отправился ее супруг, потом она, а затем трое сыновей.

- Когда я приехала сюда на стройку, еще ничего не было, только готовился к сдачи второй дом микрорайона Юбилейного (это самый первый дом, заложенный в будущем Саянске), — вспоминает Зинаида Павловна — Меня сразу назначили бригадиром. Кстати, квартира, где я живу до сих пор, при строительстве была нашей бытовкой. Когда дом доделали, я в ней так и осталась.

В подчинении у бригадира «по списку» значилось порядка пятидесяти рабочих, но реально на работу выходило меньше. Оно и 020420201понятно, детских садов нет, а если с бабушками и дедушками пристроить ребенка не получилось, кто с ним сидеть будет? А если чадо заболело? Правда, через время прислали на стройку две группы студенток из ангарского строительного ГПТУ, совсем молодых девчонок. Одну группу определили в бригаду Ярыгиной, другую к бригадиру Галине Васильевне Костенко. По словам нашей героини, обе бригады были лучшими на саянской стройке, каждая по-своему. Работники Зинаиды Павловны выполняли работу покачественнее, а у Галины Васильевны выигрывали за счет более высоких объемов и скорости.

- Девчонки у меня в коллективе все хорошие были, дружные. Правда, курить чересчур любили, ой, я гоняла их за это, — рассказывает бригадир. — Молодые, поспать любили. Нередко приходилось бегать, будить их, собирать на работу. Ну, и учить сразу качественно работать тоже приходилось. Например, как прокрасили батареи, я проверяла при помощи зеркальца. Поднесу его к стене и смотрю, как тыльную часть покрасили? Они у меня спрашивают, мол, зачем, там же не видно. А я им отвечаю - кому надо, увидят. У нас куратор работала, фамилию, к сожалению, не помню. Так вот, с ней шутки плохи, лучше сам недостаток в работе исправь, иначе все переделывать заставит. А переделывать только в нерабочее время. А кому охота вечеровать? Так и учились сразу качественно все делать.

- Зинаида Павловна, только женщины у вас в бригаде трудились, мужчин не было?

- Были, солдаты. В бригаде человека по два-три, — отвечает бригадир Ярыгина. — От них требовалась только сила. Где что притащить, где передвинуть. Среди стройбата кого только не было, национальностей много. И узбеки, и таджики и другие, но самые ленивые — это грузины. Один грузин мне как-то предложил платить за то, что я ему в табеле «восьмерки» бы проставляла, а он в казарме сидел, или еще где. На что я сказала, могу и «десятки» нарисовать, только если ты их полностью отработаешь.

Бригада Зинаиды Павловны в основном занималась отделкой жилья и объектов соц-культбыта. Девчонки Ярыгиной отделали множество квартир, школы, магазины, ДК «Юность», тогда ГПТУ № 25. Старожилы Саянска помнят, как город рос и строился буквально на глазах?

- Какое снабжение саянской стройки было в то время?

- Снабжали хорошо, вовремя — отвечает Зинаида Павловна. — Конечно, не без огрехов, особенно в самом начале строительства. Например, привезут заказанную всеми бригадами штукатурку и свалят ее в одном подъезде, а мы растаскивай ее на себе по подъездам и этажам. Потом стали развозить по бригадам, кто сколько мешков заказывал.

Иногда подводило и качество материалов. Как рассказала бригадир, завезли как-то некачественную штукатурку, шпателем ее тянешь по стене, а она за ним сворачивается. Решили штукатуры добавить, так называемый, «мыловар» - и качество работы сразу улучшилось. А «мыловар» - это и есть разваренное мыло, его добавляли в краску, чтобы на стене она выходила под «шубу», то есть, очень похоже га поверхность шубы.

- В самом начале начальником участка у нас был военный, хороший такой дядька, жаль, не помню как его зовут, — рассказывает бригадир. — Его что не попросишь привезти для работы, он только головой кивнет, мол, хорошо, все доставим, и доставлял.

- Зинаида Павловна, а увлечение какое-нибудь у вас было?

- Некогда мне было увлечениями заниматься, — смеется собеседница, — работа, а дома семья — муж, трое сыновей, внуки.

- Ну, а праздники коллективом же как-то отмечали? Я по себе помню, при СССР День строителя в Саянске широко отмечали.

- Конечно. Отмечали любой праздник всей бригадой. Если на работе, так у нас вагончик вместительный был, да и стол большой, все умещались. Готовили те девчонки, кто в этот день был и дежурными по графику. Выезжали также бригадами на озеро Улан, нам давали автобусы. У каждого коллектива на берегу «застолблено» строго свое место, и никто другой его не занимал. По крайне мере, до обеда, если к этому времени никто не приедет. Рыбачили почти все, отдыхали. По возвращении с озера обычно шли на городской стадион. Там тогда футбольное поле песочное было, хорошо, тепло, сухо. Но спиртные напитки я категорически не приветствовала. Говорила, хотите выпить, идите домой, там вам никто мешать не будет, да и вы никому. Сначала недовольны были, но потом пообвыкли к моим принципам и уже просто говорили, мол знаем, все знаем. А около домов наших первых, немного пониже где сейчас Сквер ветеранов, была в те времена волейбольная площадка. Там постоянно кто-нибудь играл.020420202

А еще работала в бригаде штукатуров-маляров Надя Полякова. Девчонка веселая, задорная, да еще умела и гармонике играть. Купили ей коллективом гармонь и на каждом праздники под эту гармошку и танцевали и песни пели.

- Зинаида Павловна, а какие самые любимые были? - Да все любили петь, самые разные. И частушки, и прибаутки. Прекрасно отдыхали и работали отлично, никто не отлынивал. Да, такого времени больше никогда не будет.

Перед тем как проститься с бригадиром Зинаидой Ярыгиной, спрашиваю:

А какие награды у вас есть?»

- Самые разные, вон полная тумбочка, - отвечает Зинаида Павловна. Но молчит, что есть в этой тумбочке и орден — орден Трудовой Славы.

Денис МАЛЫШЕВ

Фото автора и из архива Зинаиды Ярыгиной