В музее истории Саянска демонстрируется выставка «Стальной пояс России» - к 115-летию прибытия первого паровоза в Зиму. Тогда впервые на станции прозвучал пронзительный гудок, эхо которого прокатилось по всему поселку. Это стало для наших предков-земляков величайшим событием. Все экспонаты выставки – из музея локомотивного депо Зима. У депо нынешний год – тоже юбилейный.
Известно, каким мощным стимулом развития страны стал Великий Сибирский путь – так поначалу именовали Транссиб. А его строительство – это сплошные рекорды и, не побоюсь этого банального эпитета, – настоящий трудовой героизм. Магистраль до сих пор самая протяженная в мире. Ее начали сооружать в 1891 году, а ровно через 10 лет уже открылось сквозное рабочее движение поездов от столицы до Владивостока. Даже сейчас, в эпоху экскаваторов, бульдозеров и рельсоукладчиков, такие темпы невозможно повторить. А строили-то самыми примитивными орудиями. Вот один из экспонатов выставки – тяжеленная старинная кирка, которой долбили грунт. Можно представить, насколько трудно приходилось рабочему люду. Взгляните на фото – сооружали «железку» простые бородатые крестьяне.
На выставке можно увидеть тогдашние инструменты – увесистые гаечные ключи, различные приспособления, бытовые принадлежности машинистов. В одной из витрин -затейливый деревянный сундучок, который прозвали шарманкой. Ящичек действительно на нее чем-то похож. Туда клали то, что могло пригодиться в дороге. Пожалуй, наиболее любопытное в экспозиции – фотографии более чем столетней давности. Экскурсантам-школьникам в музее также еще показывают не менее интересные кадры старинной кинохроники.
Первый паровоз, пришедший в Зиму, значился под маркой «Р», почему его и прозвали «Русаком». Построен он был еще в 1873 году на Невском заводе и топился не углем, а дровами. Ходил медленно – 25-26 км в час. Железнодорожного моста через Оку еще не возвели, и локомотив перевозили на пароме. Но следует отметить, что как первый, так и все последующие паровозы были отечественного производства. Что умеем - то умеем.
На одном из снимков методом фотомонтажа представлены все министры путей сообщения Российской империи и СССР – где-то более 30 человек. А вот еще занятное и даже загадочное фото: идет паровоз, черный дым из трубы, а буквально в десятке метров от него на путях совершенно без боязни работают люди. Как это так получилось?
Когда-то Николай Гоголь сравнил Россию с птицей-тройкой, задаваясь вопросом – куда же она, родимая, мчится? Но сейчас, припомнив кое-какие «железнодорожные» песни, я бы в качестве символа для наглядности избрал паровоз. Ведь пели:
«Наш паровоз, вперед лети,
в коммуне остановка.
Иного нет у нас пути,
в руках у нас винтовка!».
До коммуны мы так и не доехали, даже винтовка не помогла. Но все же остановились на перепутье, не зная – куда двигаться дальше. Вот так и едем, выражаясь словами из заголовка романа другого, уже современного писателя Виктора Пелевина – из ниоткуда в никуда, меняя лишь эмблемы и бренды. Есть по этому поводу и соответствующая песня времен горбачевско-ельцинской перестройки:
«Даже странно подумать, что раньше каждый шел, как хотел, а теперь –
паровоз, как мессия, несет нас вперед по пути из Калинина в Тверь».
Вот на какие чуть ли не политические ассоциации подвигла автора этой заметки паровозная выставка.
Вспомнилась и самая первая в России песня на тему ЖД. Музыка Михаила Глинки, автора текста не знаю. Там есть такая строчка: «В чистом поле, в чистом поле – пароход!». Не сомневайся, читатель. Все верно. Пароходом в далекие годы середины XIX века называли не пароход, а паровоз, потому как он на паровом ходу. Будем же помнить этого доброго дедушку и любоваться на него в депо на вечной стоянке у зиминского вокзала.
Фото автора
https://press-servis.ru/ng/699-parovoz-kak-messiya-neset-nas-vpered.html#sigProId1ee354c3f7
Подробнее...