Больше года депутаты Законодательного Собрания Иркутской области активно занимаются темой среднего профессионального образования
Сегодня мы вынуждены признать, что в ходе реформирования российской системы образования было потеряно звено начального профессионального образования.

 Профессионально-технические училища практически прекратили свое существование. Между тем, эта система была большим плюсом советской школы подготовки рабочих кадров. Именно тех кадров, которых сегодня так не хватает в самых разных отраслях экономики. Токари, слесари, электрики, фрезеровщики, бульдозеристы, водители - все эти специальности сегодня в остром дефиците на рынке труда. Немало различных проблем испытывает и система среднего профессионального образования. Тема подготовки кадров, актуальность которой с каждым днем только возрастает, не могла остаться без внимания областного парламента. О том, какая работа проводится в этом направлении, рассказывает депутат Законодательного Собрания Иркутской области Ольга Безродных.

- Ситуация со средним профессиональным образованием сложилась интересная. Большой спрос существует как на специалистов, которых готовят училища, колледжи и техникумы, так и на сами эти образовательные учреждения. Если раньше все выпускники школ стремились в академии и университеты, то сейчас очень востребовано среднее профессиональное образование. Это началось еще с той поры, когда ЕГЭ стал единственной формой государственной итоговой аттестации. И реально оценивая свои возможности, многие ребята после окончания 9 класса для дальнейшего обучения выбирают учреждения СПО.

Учеба в колледже, техникуме сегодня является прекрасным стартом для молодых людей, желающих как можно раньше вступить во взрослую жизнь и начать строить карьеру, получая не только знания, но и профессиональный опыт. Квалифицированные рабочие кадры и специалисты среднего звена на данный момент востребованы среди работодателей больше всего.

Престижность среднего профессионального образования в России неуклонно растет, равно, как и число желающих поступать в колледжи увеличивается с каждым годом. Диплом о высшем образовании больше не является необходимым условием для удачного трудоустройства. Сегодня важно обладать в первую очередь хорошими прикладными навыками, а колледжи как раз и определяют практическую направленность обучения.

У техникумов и колледжей трудная жизнь

Однако, несмотря на всестороннюю востребованность, учреждения начального и среднего профессионального образования испытывают немало трудностей в своей деятельности. Они живут как бы самостоятельной жизнью. Безусловно, в жизнь своего муниципалитета они включены, но не в смысле материальной поддержки – у мэров своих проблем хватает, да это и не полномочия органов местного самоуправления. Получается, что финансирование колледжей и техникумов осуществляется по остаточному принципу, на них обычно денег не хватает, отсюда и проблемы разного рода.

В моем избирательном округе пять таких учреждений – в Саянске это медицинский колледж и химико-технологический техникум, у которого есть филиал в Кимильтее, это профессиональное училище в Центральном Хазане, железнодорожное училище в Зиме и аграрный техникум в Заларях, у которого тоже пара филиалов в других районах есть. В каждом из них я не раз побывала, вникла во все проблемы, стараюсь помочь их решить. К сожалению, не сразу удается добиться положительного результата. С руководством Центрально-Хазанского училища давно бьемся за выделение средств на ремонт административно-учебного корпуса. Здание находится в плачевном состоянии, там невозможно соблюсти температурный режим, в холодное время года ребята иногда вынуждены заниматься в верхней одежде. Проектно-сметная документация готова, экспертиза пройдена. Цена вопроса – в пределах 40 миллионов рублей. И два года мы никак не можем включиться в программу, предусматривающую финансирование крайне необходимого училищу ремонта.

Для того, чтобы подобных «хождений по мукам» было меньше, в рамках госпрограммы «Развитие образования» нужна отдельная подпрограмма «Развитие среднего профессионального образования». Потому что не должно быть точечного финансирования: появилась денежка – мы вам дадим. Так получилось с ремонтом подведомственного областному министерству здравоохранения Саянского медколледжа. У них тоже была готовая ПСД, экспертиза, требовалась сумма в пределах 5 миллионов. Я долго будировала вопрос о выделении средств перед минздравом. В период июньской корректировки областного бюджета цель была достигнута, деньги выделили, и в колледже сделали элементарный ремонт – заменили окна, линолеум, положили плитку - они хотя бы эти проблемы решили. А нерешенных остается еще немало. Колледж готов обучать еще одной медицинской специальности, но им не хватает места, как минимум нужен еще один учебный корпус, потому что и сейчас студенты учатся в приспособленном здании. Необходимо строительство общежития, сегодня колледж располагает всего лишь 18-тью местами для проживания иногородних ребят, тогда как только в этом году таких студентов зачислено около 90, и они вынуждены жить на съемных квартирах. Если решить эти вопросы, то появится возможность готовить больше специалистов, закрывая потребность в фельдшерах. А то ФАПы строим, открываем, работать же в них некому.

Общая для многих учреждений среднего профессионального образования проблема – условия для обучения и проживания студентов, не соответствующие требованиям и нормам.

Если надлежащих условий проживания нет, а еще хуже -- нет мест в общежитиях, -- то для многих ребят и их родителей это становится решающим фактором для отказа от учебы в том или ином учреждении. Чем привлекательнее будут наши ПТУ и техникумы, чем лучше в них будут условия, тем больше отдача потом будет.

Нужно вновь налаживать связи

Уже больше года мы с коллегами занимаемся темой среднего профессионального образования в регионе. Состоялись десятки выездов в территории, прошли многочисленные встречи с преподавателями и учащимися, с представителями исполнительной власти на местах, в результате мы имеем реальную картину в этой сфере. Итогом проделанной работы должна стать концепция модернизации системы среднего профессионального образования в Иркутской области, основанная на рекомендациях и предложениях депутатов.

Я тоже по каждому из учреждений профобразования своего округа направила конкретные предложения, которые отработала с каждым руководителем. Помимо уже обозначенных проблем, хочется сказать еще о трех: это кадры (учреждения СПО, к сожалению, также испытывают дефицит педагогических кадров, в том числе по профессиональной подготовке), это отсутствие условий для занятия учащихся физической культурой и спортом, и отсутствие автотранспорта для подвоза студентов. Например, Кимильтейский филиал мог бы использовать учебно-материальную базу Саянского техникума для проведения отдельных занятий, но для этих целей им нужен автобус.

Разрабатываемая концепция кроме создания достойной инфраструктуры, считаю, должна предусматривать и сотрудничество колледжей и техникумов с профильными министерствами и с крупными работодателями в рамках государственно-частного партнерства. Приведу один пример. Специалистов, нужных для сельского хозяйства, в округе готовят кимильтейский филиал Саянского химико-технологического техникума и Заларинский аграрный техникум. Но, каким оборудованием и какой техникой они располагают? У них во дворах стоят комбайны «времен Очаковских и покоренья Крыма», на таких уже давно никто не работает. В Заларинский район зашел крупный инвестор, «Забайкальский агрохолдинг», нас знакомили с их производственной базой. Там такая современная техника! А наши дети учатся на машинах даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня…

План развития системы среднего профессионального образования утвердят в ноябре

По нашей инициативе тема развития системы среднего профессионального образования в Иркутской области была включена в повестку правительственного часа на очередной сессии Законодательного Собрания, состоявшейся на прошлой неделе. Как отметил председатель Александр Ведерников, в связи с программой импортозамещения и частичной мобилизацией подготовка кадров приобрела особую актуальность. Много в этой сфере проблемных моментов, которые невозможно решить одномоментно, для этого необходим четкий план. Депутаты обозначили несколько основных направлений, по которым нужно работать – доступность образования, модернизация и строительство учебных корпусов и общежитий, создание условий для закрепления преподавателей на местах, профориентация школьников. Предложили также возродить учебно-производственные комбинаты, где ученики старших классов могли бы обучаться разным профессиям. В качестве действенных мер рекомендуем предоставлять из областного бюджета субсидии для заключения договоров на целевое обучение студентов по востребованным в территориях специальностям и создавать центры подготовки по профессиям, в которых предприятия нуждаются особенно остро.

Разработанный на основе парламентского мониторинга проект постановления утвержден. На ноябрьской сессии его представят в окончательном виде и после принятия направят в правительство Иркутской области.