Корабли, как и люди, имеют свою судьбу. Саянец Игорь Олегович Холмогоров знает много историй, связанных со старинными кораблями.

- Одному европейскому монарху в 16 веке построили прекрасное судно, - рассказывает он. - Просто загляденье. Установили на нем пушки, и когда вышли в открытое море, то решили сделать пробный выстрел. Пушка жахнула, а корабль накренился и затонул. Балансировка оказалась  нарушена. Уже в наше время голландцы подняли судно. Оно неплохо сохранилось. Теперь в Голландии есть музей одного корабля. Того самого.

 

Игорь занимается на досуге необычным ремеслом. Из бересты он изготавливает парусные корабли. Небольшие, конечно. Они настолько конструктивно совершенны, гармоничны и красивы, настолько филигранно и тонко  выполнены мельчайшие детали, что даже не верится поначалу, что  человеческие руки способны на такое. Любой музей, думаю, охотно бы взял в свою коллекцию творения Холмогорова.

Когда я назвал его изделия макетами, Игорь сразу же меня поправил:

- Это не макеты. Макеты у нас в Саянске Дмитрий Тавер из дерева мастерит. А у меня направление другое.

- А как тогда ваши корабли называть?

- Просто парусники из бересты. Или берестяной флот. Макеты – это уменьшенная копия кораблей. Делаются они строго по чертежам, и от канонов нельзя отступать. У меня тоже есть всякие чертежи, но обращаюсь к ним редко. В основном изучаю рисунки. Не просто копирую то, что нарисовано. Это не интересно. У меня начинает играть фантазия. Размышляю, как бы получше все сделать. Так, чтобы у каждого парусника была своя изюминка.

В Саянске и Зиме есть несколько замечательных берестянщиков. Но кораблями никто не занимается. Более того,  Игорь с женой «обшарили» весь интернет, изучили специальную литературу и обнаружили, что во всем мире нет ни одного мастера, который бы изготавливал берестяные парусники. Все, что угодно мастерят из этого чудесного материала, и только корабельная ниша оказалась не занятой.

Как пришел Игорь Олегович к своему увлечению?  В детстве грезил дальними странами и путешествиями. Хотел после школы поступать в ленинградский институт археологии. Но отец, кадровый офицер, наложил свое родительское табу. Пойдешь, говорит, только по военной линии. Нельзя нарушать семейную традицию. Игорь служил в погранвойсках в Афганистане, на китайской границе. В отставку ушел в звании капитана.

В Саянск приехал в 1992 году, стал  работал инженером-электронщиком в ИВЦ «Химпрома», а после закрытия ИВЦ перешел в систему охраны.  Познакомился с Сергеем Соловьевым, который в центре технического творчества вел секцию поделок из дерева. Вот там-то ребята и мастерили по чертежам макеты кораблей. Приохотился к этому и Холмогоров. Тоже стал заниматься с детьми, участвовать во всевозможных выставках. Но потом Соловьев уехал, а секцию прикрыли, лишив помещения.

На одной из выставок декоративного искусства познакомился с Викторией Циглер. которая впоследствии стала художественным наставником  Игоря, а затем и женой. «Попробуй работать с берестой, - сказала она тогда. – Думаю, у тебя получится».

Так Игорь перешел в своем творчестве на новый для себя материал. Делал туеса и прочие изделия, а за парусники принялся сравнительно недавно, решив. - зачем повторять то, что уже делают другие.  И начался другой, более высокий этап его творчества.

Прежде чем из бересты что-то сделать, над ней надо много потрудиться – выровнять под прессом, проварить для пластичности в воде, отдельные детали смазать маслом.

- В наших местах самая качественная и эластичная  береста, - считает Игорь. – А отъедешь километров за двести, и уже совсем не то. Береста корявая, изъеденная, в шишках…

Одна из последних моделей Холмогорова –  так называемый дракар викингов времен 12 века. На парусе вышит сокол - герб предводителя викингов Рюрика . Нос судна – в виде дракона. А вот трехмачтовая бригантина. Рядом с ней испанский галеон кажется небольшим.

- Такие корабли и были небольшими, - поясняет Игорь. – Использовали их в основном пираты. Легкое, быстроходное судно способно догнать перевозящий золото тяжелый корабль.

Сейчас на стапелях у мастера 8-пушечный бриг. Основной корпус уже сделан. Как и на других поделках в оформлении корпуса использована техника шитья берестой по бересте, а это очень кропотливое занятие. Но в итоге получается очень изящно.Впереди – изготовление деталей настройки, парусов, пушек.

Есть у Холмогорова мечта – создать большую армаду, состоящую примерно  из сорока парусников разных видов и разных веков – с 12-го по 18-й. Начало овеществленной истории парусного флота уже положено. Несколько кораблей готовы. Но работа предстоит еще большая. На вопрос – не надоедает ли такое занятие, Игорь отвечает, что совсем наоборот – увлекает и затягивает настолько, что забываешь о времени.

- Бывает, что-то не получается. Но встанешь, походишь, подумаешь, и все равно найдешь способ, как сделать и оформить  трудную деталь.

Не менее совершенны изделия  и Виктории Циглер. Она создает даже целые скульптурные композиции из коры березы. Одна из них называется «Дама с собаками».  И не подумаешь, что все здесь выполнено из обыкновенной бересты. В мастерской Саянского центра народного творчества Виктория преподает детям берестяное искусство. Здесь же творит и Игорь Холмогоров.

Юрий СОЛОВЬЕВ

Фото автора