В  городском  музее Саянска открылась выставка «Языческая Русь». Все экспонаты – результат творчества мастеров из Зиминской школы ремесел. В первую очередь внимание привлекают великолепные скульптуры древних славянских богов работы резчика по дереву Василия Ступина.

 

Богов у наших древних пращуров было немало. Причем, верования славян  во многом перекликаются  с восточной и европейской мифологиями. Это понятно даже, исходя из имен. Вот славянский, малоизвестный ныне, бог Вишень. В индуизме он именуется как Вишну, и весьма почитается. А бог света Кос ассоциируется у меня с Косово - исторической областью Сербии. Ныне это самопровозглашенная албанцами республика.

В галерее языческих небожителей Василия Ступина немало персонажей. Среди них Лада – богиня любви и плодородия, бог Дид – покровитель супружества. В каждой руке у него по горлице, символизирующих единство мужа и жены. Бог Род – отец всего сущего. Сварог – его сын. Стрибог – бог ветра. Перун – громовержец, аналог древнегреческого Зевса. А вот брутальный Ярила, бог Солнца.  От его имени произошли слова яриться и ярочка. Даждьбог мог даровать людям их желанные блага. А были еще боги Макоша, Велес – покровитель домашнего скота. Но не все, правда, перечисленные божества, о роли которых в жизни русичей увлекательно поведала заведующая экспозиционным отделом музея Анна Блинова, представлены на выставке в скульптурах.

Умельцы дома ремесел изготовили  крупноформатные  цветные кощуны - гадальные карты наших язычески предков. Как и в картах таро, полный набор кощунов составлял 78 карт. Волхвы по ним делали весьма точные предсказания. Но князьям это часто не нравилось. Они не хотели знать правду, и кощуны были строжайше запрещены. А вот слово «кощунственный» в нашем языке осталось. А почему верования древних называются языческими?  Очень просто. Слово «языци» означало народ, этнос.

В витринах музея посетители любуются красивыми изделиями из капа работы руководителя дома ремесел Павла Науменко.

- Жаль, что они под стеклом, - заметил на открытии выставки Павел. – Кап хорошо трогать.

Свои фигуры и картины из капа, бересты, дерева  Науменко делает так, чтобы высветить во всей своей первозданной красе природные особенности материала. За художественную обработку бересты на областной выставке «Золотое дерево» Он был удостоен диплома I степени.

- В нашем доме ремесел направления творчества самые разнообразные, - говорит Павел Науменко. – Но, обратившись к культуре языческой Руси, мы открыли новый, обширный пласт. Обогатился наш разум, мы словно окунулись в сказку.

Со своими экспонатами мастера побывали несколько раз в Иркутске, выставлялись в том числе в Сибэкспоцентре. Ездили в Усть-Илимск. Позапрошлым летом демонстрировали некоторые изделия в Саянске на юбилее города. Дружны с селянами Зиминского района, особенно с жителями Батамы, Кимильтея, где тоже есть свои мастера декоративного искусства.

На выставке «Языческая Русь» демонстрируются также вышитые картины  и гобелены Розы Маликовой, Евгении Медведевой, Валентины Малаховой, работы Евгения Садовского,  других авторов. История дохристианской культуры немного дополнена фрагментами на православную тематику.

На вернисаже перед собравшимися зрителями ( приехали в том числе отдыхающие из санатория-профилактория «Улан») выступил сотрудник Зиминского краеведческого музея Владимир Зырянов. Он рассказал о своем городе, одном из старейших в Приангарье, о его становлении и развитии.

Заметим, что выставка зиминцев – лишь начало большого проекта музея. Здесь намерены в дальнейшем раскрыть историю других городов Иркутской области путем показа творческих работ их жителей. Темы будут разными. Выставка мастеров зиминского дома ремесел – только первая ласточка.

Юрий Соловьев

Фото автора