В начале прошлой недели в Саянске проходило важное мероприятие — городская межведомственная комиссия проверяла готовность школ и учреждений дополнительного образования к новому учебному году. Как сказал возглавлявший комиссию заместитель мэра по социальным вопросам Александр Ермаков, все 24 образовательных учреждения города полностью готовы начать обучение.

— В этом году на ремонт объектов образования потрачена 21231 тысяча рублей, в основном это средства областного бюджета – более 16 миллионов, — рассказывает мэр Саянска Олег Боровский. – Вклад местного бюджета – 3600 тысяч. И хотя мы школы и детсады ремонтируем ежегодно, дает о себе знать многолетний срок их эксплуатации. У построенных примерно в одно время школьных зданий обозначилась общая проблема – неудовлетворительное состояние кровли. На следующий год в первую очередь планируем отремонтировать кровли школ №№ 2, 3, 4, 6 и 7. И готовим проектно-сметную документацию на ремонт фасадов, намерены заменить их на вентилируемые металлокаркасные. Конечно же, планируя ремонты, рассчитываем на финансовую поддержку областного бюджета.

Подготовку школ региона к новому учебному году проверяли и депутаты Законодательного Собрания Иркутской области. С этой целью состоялась серия депутатских выездов в территории, в том числе отдаленные. Парламентарии осмотрели ряд школ, причем внимание обращали не только на состояние учебных помещений, их оснащенность, но также оценивали соблюдение санитарно-эпидемиологических требований в целях профилактики распространения коронавирусной инфекции и готовность начать учебный год в очном режиме.

В Заларях председатель Заксобрания Александр Ведерников, вице-спикер Ольга Носенко и депутат от территории Ольга Безродных посетили среднюю общеобразовательную школу №1, одну из самых больших в районе. В сентябре сюда придут учиться 1020 детей, в том числе 113 первоклассников. Для безопасности школьников в вестибюле установлено два автоматизированных комплекса для дезинфекции рук и измерения температуры. Чтобы не создавались очереди на входе, педагоги также встречают детей перед уроками, используя бесконтактные термометры и антисептики. Помимо этого, в начальных классах и в столовой есть стационарные рециркуляторы. В других кабинетах используются переносные приборы для обеззараживания воздуха. Вакцинировано уже 75% педагогического состава. У остальных есть временные или постоянные медотводы. В двух сельских школах – в Холмогое и в Хор-Тагне — педагоги также настроены начать новый учебный год в очном формате. В образовательных учреждениях есть запас антисептиков для обработки рук, обеззараживатели воздуха и бесконтактные термометры.

Александр Ведерников подчеркнул, что следить за здоровьем школьников должны не только учителя, но и родители: «Школы, в которых мы побывали с коллегами-депутатами, готовы начать учебный год в очном формате. Мы разделяем мнение педагогов, которые говорят, что ни в коем случае нельзя уходить в дистант. Для этого очень важно, чтобы родители школьников тоже внимательно следили за состоянием здоровья своих детей».

Во время рабочей поездки в Качугский район председатель областного парламента Александр Ведерников, председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова, руководитель комитета по собственности и экономической политике Николай Труфанов побывали в средних школах № 1 и № 2 рабочего поселка Качуг, а также в школе села Манзурка. В школе села Манзурка в настоящее время проводится капитальный ремонт: идет замена кровли спортзала с изменением конфигурации, что позволит уменьшить риск протечек в будущем, заливается новый пол, также в планах замена окон. В дальнейшем зданию потребуется замена проводки и других элементов. В целом, по словам представителей администрации школы, деревянное здание полностью обветшало, требуется строительство нового корпуса. Сейчас тут учатся более 350 детей со всех окрестных деревень, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, а также из малообеспеченных и неполных семей.

Характерным примером необходимости менять систему реализации строительства за бюджетные средства, по мнению парламентариев, стала школа № 2 в Качуге. Новое трехэтажное здание учебного заведения рассчитано на 400 человек, его строили почти восемь лет. По словам директора учреждения Евгения Зуева, возведение школы не задалось с самого начала. Из-за допущенных серьезных нарушений пришлось переделывать фундамент. И, похоже, на всех остальных этапах строительства подрядчик сработал некачественно — после торжественного открытия школы прошло чуть более пяти лет, а она уже практически рассыпается. Александр Ведерников считает, что основная проблема – в распределении ответственности. «Необходимо, чтобы муниципалитеты сами выстраивали отношения с заказчиком, а ответственность и за правильность оформления конкурсной документации, и за качество использования бюджетных денег нес отдел капитального строительства или профильный специалист. Перекладывание ответственности за строительство или капремонт школы на отдел образования или директора учреждения нужно искоренять» — заметил спикер.

Глава областного парламента подчеркнул, что депутаты намерены и в дальнейшем настаивать на увеличении денежных средств на строительство и капитальный ремонт школ, других социальных объектов, в связи с чем системная организация освоения бюджетных средств должна совершенствоваться. Николай Труфанов добавил, что также необходимо прислушаться к мнению подрядчиков. Так как стройматериалы значительно подорожали, по словам депутата, надо по каждому объекту отдельно пересматривать смету вместе с правительством и профильным министерством и учитывать это при корректировке бюджета. Спикер Заксобрания отметил, что на сегодняшний день в образовательных учреждениях территорий существует нехватка санитайзеров и рециркуляторов. И считает необходимым незамедлительное досбалансирование бюджетов территорий к началу учебного периода. Глава областного парламента также подчеркнул, что первичный термометрический контроль детей перед выходом в школу должен осуществляться в домашних условиях родителями. И при первых признаках недомогания взрослые должны оставлять детей дома. «Вместе с тем, все это налагает на нашу систему образования определенную ответственность и нагрузку. Оставшись дома, ребенок должен быть вовлечен по цифровому контуру в учебный процесс. Родители не должны беспокоиться за то, что ребенок может отстать от учебного процесса», — заявил Александр Ведерников.

Игорь Иваненко